"Воздушные линкоры" - АС-130


12 940 0 Опубликовано: 26.06.2013 Zenger
{attr-title}
В 1965 году, после вьетнамской командировки майора Терри, началась работа по созданию самого мощного воздушного линкора в рамках программы "Ганшип" (тяжеловооружённого самолета поддержки сухопутных подразделений). Майор Терри выдвинул лозунг: "Чем самолет больше, тем он лучше". В ВВС США хотели создать "Ганшип" с увеличенной взлетной массой и длительностью полета, большой скоростью и мощным оружием. Для этих целей наиболее подходящим самолетом стал военный транспортник С-130 "Геркулес".

"Воздушные линкоры" - АС-130"Воздушные линкоры" - АС-130"Воздушные линкоры" - АС-130"Воздушные линкоры" - АС-130Однако следует заметить, что ВВС выделили на эти цели изрядно потрепанный "Геркулес". Его вооружили специально разработанными для "Ганшипов" модулями: четыре модуля MXU-470 ("Миниганы") и четыре 20мм пушки "Вулкан". На самолет поставили систему ночного видения, РЛС, обычно устанавливаемые на истребители F-104, аналоговую бортовую ЭВМ и мощные прожекторы.

Первые летные испытания вооруженного "Геркулеса" начались летом 1967 года на авиабазах Эглин и Райт-Паттерсон. Одним из участников испытаний  было отмечено: "Все системы управления огнем работают, а иногда работают вместе". К сентябрю того же года самолет смогли довести до более-менее нормального уровня и затем 20 сентября его отправили на авиабазу Нятранг, где 27го сентября совершил свое первое боевое задание "Вулкан Экспресса" - так назвал экипаж свой первый "Ганшип". Командиром экипажа в первом боевом вылете был великий энтузиаст и родоначальник "Ганшипов" - майор Терри.

До ноября 1967 года "Супер Спуки" (так именовали вооруженный С-130, однако данное имя не прижилось и в последствии данные самолеты называли "Спектр", позднее ставшим общим для всех АС-130) совершал полеты для оказания огневой поддержки наземным войскам. Но свой главный "экзамен" самолет сдавал в небе Индокитая, где совершая первый полет в ночных условиях осуществлял охоту за грузовыми автомобилями тропы Хо Ши Мина. Войдя в зону боевой операции оператор ведения огня, благодаря системе ночного виденья, практически сразу обнаружил 6ть автомобилей и буквально через 15 минут на их месте осталось 6ть костров.

Удачное применение "Супер Спуки" поспособствовала принятию решения о создании новых тяжеловооружённых самолетов поддержки сухопутных подразделений на базе С-130. Но в командовании ВВС США не сочли нужным выделить для целей переоборудования новые самолеты, и на завод Линг-Темко-Воут для перевооружения были доставлены еще 7, отнюдь не новых, самолетов JC-130А. Для того, чтобы дать представление о техническом состоянии тех самолетов можно проиллюстрировать следующий пример: один из предоставленных JC-130 был самолет, который был первым серийным "Геркулесом", переданный в войска ещё в 1957 году. На данном самолете, уже в своем третьем вылете случился пожар, экипаж смог посадить машину, но крыло все же пришлось заменить. В 1960 году самолет перевооружили в JC-130A и эксплуатировали для испытаний РЛС. В АС-130А - был модернизирован в 1970 году. В целях дани уважения, из-за возраста самолета, экипаж окрестил его, как "First Lady" - "Первая Леди", хотя он и не являлся первым АС-130. "First Lady" служила достаточно долго - самолет списали окончательно только в сентябре 1995 года, тем самым став последним из всех АС-130А.

"Воздушные линкоры" - АС-130"Воздушные линкоры" - АС-130"Воздушные линкоры" - АС-130"Воздушные линкоры" - АС-130"Воздушные линкоры" - АС-130АС-130А были настоящими "воздушными линкорами", среди них никогда не было абсолютно одинаковых самолетов, все полностью отличались как внутренне, так и внешне, что в свою очередь создавало серьезные трудности с техническим обеспечением и ремонтом "Ганшипов".

АС-130А выполняли боевые задачи не в одиночку, оборудование АС-130А не могло гарантированно обнаруживать автотранспорт в ночное время суток, именно поэтому они чаще всего летали вместе с самолетами RC-130S (оборудованный 28ю интенсивными осветительными приборами). К сопровождению неуклюжих АС-130А привлекались "Фантомы", главной их задачей была борьба с ПВО противника. За боевой вылет, хорошим результатом для экипажей "Ганшипов" считалось уничтожение или повреждение свыше 25 машин врага.

1 января 1972 года разведка США засекла первый зенитно-ракетный комплекс С-75, расположенный рядом с тропой Хо Ши Мина. Перед АС-130А встала смертельная угроза, так если экипажи самолетов научились избегать попаданий из зенитных батарей, просто не входя в зону их поражения, то от ракет класса "земля-воздух" спасения у неуклюжих "Геркулесов" не было.

По сути дела, боевые вылеты на охоту за автотранспортом данным самолетов следовало незамедлительно прекратить, но командование ВВС США позволить себе этого не могло - уж слишком был велик эффект применения АС-130А. Несмотря на реальную угрозу, АС-130А продолжали "долбить" по дорогам, делая из них коридоры смерти.

31 марта, огнем зенитной батареи с радиолокационным наведением был сбит первый АС-130А. Пятнадцать членов экипажа сумели спастись на парашютах. Буквально через 2 дня ракеты зенитно-ракетного комплекса С-75 сбили еще один АС-130А, но его экипажу не удалось спастись. 12 мая 1972 против АС-130А применили новое грозное оружие ПЗРК "Стрела", самолет получил попадание ракетой, запущенной с плеча; экипаж смог дотянуть до авиабазы. Участившиеся потери дорогостоящих самолетов заставила полностью переосмыслить тактику применения АС-130, так как данный самолет смог действовать только там, где концентрация средств ПВО отсутствовала или была не очень большой.

На сегодняшний день на вооружении ВВС США состоят только 13 самолетов AC-130U (на вооружении с 1995 г.) и 8 AC-130H (на вооружении с 1972 г.), стоимость одного самолета составляет порядка 190 млн. долларов. Экипаж самолета АС-130 насчитывает 5 офицеров (два летчика, оператор бортовых систем артвооружения, штурман и оператор систем РЭБ) и 8 рядовых (оператор ТВ-камер, борт-инженер, заряжающий, оператор ИК-аппаратуры и четыре стрелка).

"Воздушные линкоры" - АС-130


Все модификации AC-130.

AC-130A "Spectre" (Surprise Package, Project Gunship II, Pave Pronto) - Базовыми самолетами были 19 транспортных C-130AS, последний вышел в отставку в 1995 году.
AC-130E "Spectre" (Pave Aegis, Pave Spectre) - Базовыми самолетами были 11 транспортных C-130ES, 10 из них были модернизированы до AC-130H.
AC-130H "Spectre" - Восемь самолетов в подчинении ВВС США.
AC-130U "Spooky II" - Семнадцать самолетов в подчинении ВВС США.
AC-130J "Ghostrider" - Планируется заменить шестнадцать AC-130H, в целях увеличения численности.
AC-130W "Stinger II" (MC-130W "Dragon Spear") - Самая последняя на данный момент модификация AC-130, этим самолетом планируется заменить все AC-130H и AC-130U.