Волонтёры Красной планеты


563 0 Опубликовано: 21.04.2015 admin
Волонтёры Красной планеты


«Проверка связи. Громко и отчетливо. Пожалуйста, включите вентиляцию для второго и шестого».

Подмосковный город Королев, Центр управления полетами, 13 часов 30 минут. В историческое для человечества мгновение потерян контроль над марсианским кораблем.

«40 минут идет сигнал. Это может оказаться слишком много для того, чтобы в катастрофических, критических ситуациях что-либо адекватное предпринять».

Расстояние 55 миллионов километров, первый десант землян, находящийся на Марсе уже вторые сутки, переходит в отсек хранения скафандров. До выхода на поверхность чужой планеты несколько секунд.

«Включить вентиляцию для скафандра третьего. Мы готовы к выходу. Мы готовы открыть люк».

Межпланетный корабль вышел на орбиту Земли, впереди 8 месяцев полета к главной цели экспедиции - планете Марс. Экипаж исторической миссии - 6 человек: российский медик Александр Смолеевский, член китайского отряда космонавтов Ван Юэ, инженер из Италии Диего Урбина, врач Сухроб Камолов, французский инженер Ромэн Шарль, командир корабля россиянин Алексей Ситёв.

«Продолжаем отход».

«- Мы все находимся на космическом корабле. Я счастлив, всем привет и до встречи.

- Ноу бай-бай, до встречи».

Впереди сотни научных экспериментов, ежедневная проверка здоровья, занятия на спортивных тренажерах, несколько раз в сутки связь с Землей. А для души - переписка с родными, от которых марсианский корабль уносит тебя со второй космической скоростью, больше 11-ти километров в секунду.

«Новостей у нас мало. Со здоровьем у меня все хорошо, летим на Марс. Колебания температуры минимальные, воздуха очищенный, как в метро».

«Мы поженились за месяц до полета. Общались через электронные письма, которые Алексей отправлял в Центр управления полетом. Там психолог отправляла мне, я обратно ей, и через Центр обратно Алексею. Он писал, что не может определить времен года. Он пишет, что я вот не ощущаю – зима, осень, лето, совершенно не ощущаю».

Марсонавты понимали - как бы ни было тяжело, родным на Земле еще труднее. Сухроб Камолов, врач экипажа, в своих письмах старался подчеркнуть, что ничего необычного в этом полете не происходит.

«Он очень вспыльчивый. Я говорю: «Ты там ни с кем не ругаешься, главное, не ссоришься?». А он говорит: «Нет, никогда не было».

49 суток корабль по спирали отдаляется от Земли, на 50-й день точка невозврата пройдена. Земная гравитация уже совсем не влияет на корабль. Если Марсианская миссия завершится успешно, встреча с родными только через полтора года.

«30-50 суток – точка невозврата, когда мы уже наберем скорость такую, что тормозного импульса не хватит, и нам придется садиться не по такой траектории, что вот мы здесь включили двигатель, тормознулись и вошли в атмосферу. А придётся уже облетать вокруг Солнца и возвращаться сюда, догнав Землю».

На 50-й день корабль окончательно уходит от Земли и берет курс на планету Марс, отступать уже некуда, да и некогда.

«Такое ощущение, что прошло уже много времени. Что всё то, что я знал раньше, где жил - это было очень давно».

«Когда ты летишь к Марсу, вот первый месяц очень важно, чтобы сросся коллектив, чтобы люди друг к другу «притерлись», «принюхались». Чтобы они стали понимать друг друга, чтобы они стали понимать, что рядом с ним тоже личности, и их мнение надо уважать и ценить. Это очень непросто».

«У нас тут свой Ваня есть, из Китая. Правда, он у нас немного опасный. Вот он как-то во время дежурства и выключил подачу кислорода. Хорошо - я заметил и объяснил ему, когда и что надо выключать. Сегодня опять дежурит, пока без происшествий».

Первое ЧП свалилось на экипаж через сутки после письма Алексея Сетёва жене Екатерине. На корабле отключилось электропитание бытового модуля. Это нештатная ситуация стала жестким испытанием для всего экипажа.

«Сегодня в 13-23 у нас отключилось электропитание, мы работали с аварийным светом, без системы вентиляции. Нам удалось продержаться ночь, хотя уровень углекислого газа серьезно повысился, и даже показалось, что мы задыхаемся».

Электричество появилось через 18 часов, также внезапно, как и пропало. Последствия короткого замыкания ликвидировал главный компьютер корабля, перезапустив процессор, отвечающий за бытовой модуль.

«Итак, сейчас 9 часов утра, система жизнеобеспечения снова функционирует. Слышите звук работающей вентиляции? Снова есть кислород, есть чем дышать. Спасибо».

«Мы получили полновесный хороший коллектив, который сообща решает те проблемы, которые перед ним возникают, и делает это очень эффективно».

Начиналась вся эта история на Земле, за 2 с половиной года до Марсианской миссии. Кандидатов в космический отряд отбирали в Московском институте медико-биологических проблем, комиссия - одна из самых строгих. Заявок на участие в экспедиции - более 6 тысяч со всего света. Международный экипаж – 6 человек, все мужчины. На первом этапе комиссия не возражала против женщины, тем более, что заявок от представительниц прекрасного пола было не меньше, чем от мужчин. И все же комиссия решила - женщин в первом полете не будет.

«Даже не очень понятно, вот, на мой взгляд, как их психологически отбирать. Потому что женщина - существо как кошка, она ходит сама по себе, сегодня она белая и пушистая, завтра она - хвост трубой и выпустила когти. То есть просчитать женщину гораздо сложнее».

Кроме профессиональных навыков и отменного здоровья, обязательно - уравновешенный характер. Психологическая совместимость членов команды взаимовыручка, по сути, половина успеха. В этом будущие марсонавты убедились, когда примеряли скафандры для своей экспедиции.

«Первое ощущение, когда выходишь, вот, из поддерживающей тележки, в которой находится скафандр, это то, что если ты сейчас упадешь, и тем более на спину, то ты уже не перевернешься и не встанешь без посторонней помощи. Ранец, которой находится на спине, он достаточно тяжелый, и, вот, если упасть на спину, то окажешься в положении черепашки, которую перевернули кверху лапками».

До сих пор в российской космонавтике использовали два типа скафандров: одни - для полетов на МКС, другие - для работы в открытом космосе. Для Марса такие скафандры не годятся. Перед конструкторами стояла задача разработать гибкий, легкий, но очень прочный панцирь, чтобы передвигаться и пешком, и на вездеходах».

«Часы я не соберу, но болт закрутить я смогу в этом костюме».

Итак, все экзамены позади, тренировки закончены, экипаж сформирован, командир назначен.

«Экипаж готов, больных с нами нет, не понявших свое назначение – нет. Настроение экипажа хорошее. Командир экипажа Ситёв».

«Через 520 дней увидимся».

«Все, держитесь там».

Задача нынешней миссии - долететь до Марса, совершить на него посадку, и вернуться домой живыми и невредимыми. Каждый день космического путешествия наполнен опытами, исследованиями и экспериментами. Появляется даже ощущение, что всю программу не выполнить и за 10 лет.

«- Диего, что ты сейчас делаешь?

- Я ввожу проводящий гель в электроскоп перед тем как снять показатели до тренировки и после нее. Нам потом надо будет сделать энцефалограмму».

«Еще две ночи с проводами спал. К голове их приклеили, чтобы сон изучать. Мне записывающее устройство два раза на голову ночью упало, а с утра анкету заполнять. Там как раз вопрос есть: «Помните ли вы ночные пробуждения?». Как же, конечно помню. Если бы прибор потяжелее был, то видимо не помнил бы».

С каждым днем Земля становилась все дальше, и все дольше до марсонавтов шел сигнал из Центра управления полетами. Теперь любая весточка из дома, как глоток свежего воздуха.

«Про маму я писала, что, как она себя чувствует, потому что он очень, вот, может ее не огорчать. Я ему написала, а он меня все время спрашивает. «Ты, - говорит, - измеряй давление». Как врач, оттуда. А она мне: «Не пиши ему, не расстраивай, если что вдруг высокое».

Орбита Марса, начинается самая важная часть космического путешествия. Экипаж делится поровну: часть остается на орбите, часть готовится к высадке на Марс. В команде, которая ступит на другую планету, Александр Смолеевский, Диего Урбинаи Ван Юэ. Десант переходит в посадочную капсулу.

«До свиданья, парни. Привезите нам с Марса сувениры какие-нибудь, камень какой-нибудь, например».

Мало кто знает, что планеты нашей солнечной системы разговаривают. Вот сейчас вы слышите как поет атмосфера нашей родной Земли, а это голос Марса. Возможно, планета, носящая имя бога войны, не слишком довольна тем, что какие-то дерзкие пришельцы пытаются потревожить ее тысячелетнее одиночество.

О покорении Марса мечтал еще главный конструктор космической техники Советского Союза Сергей Королев, когда строил свои первые ракеты.

«Земля - колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели. А мы уже сколько, лет 40, больше - в колыбели, на Земле. Пора уже лететь дальше. И то, что Королева сделал десятки лет назад, сейчас еще нужно для того, чтобы отработать полет на Марс».

Точка посадки на Марс – район кратера Гусева. Место выбрано не случайно, по данным ученых именно в этом кратере есть лед, и, значит, высока вероятность найти следы жизни. Правда, добраться до этих ледяных залежей будет нелегко.

Так выглядит Марс на тренировках, со всеми особенностями рельефа. Два виртуальных марсохода: большой для перевозки людей и малый – для сбора образцов. И реальный робот-марсоход. Впереди первый в истории человечества выход на поверхность Марса. За всей операцией наблюдет Центр управления полетами в подмосковном Королеве. Переход в шлюзовую камеру. Сложный процесс облачения в скафандры.

«Включите вентиляцию для проверки».

Всего запланировано 3 выхода.

«- Пятый база, сколько у нас осталось время?

- Еще три минуты.

- База третьему: если хочешь, можешь выключить движение скафандра».

«Сам выход физически сложен. 32 килограмма весит скафандр, и вот 2 часа работать, имея такой вес, непросто».

У Юрия Гагарина пульс перед стартом был 152 удара в минуту, у марсианских десантников при выходе на поверхность планеты сердце билось со скоростью 160 ударов - предел напряжения.

«Мы готовы открыть люк».

«- Третий, проверка связи.

- Говорите громче.

- Пятидесятилетию первого полета в космос человека планеты Земля Юрия Гагарина мы посвящаем выход на марсианскую поверхность членов международного экипажа МАРС 500».

«Китайцы очень мудрый народ. И вот приятно, что здесь у нас представитель Китайской народной республики участвует. У них есть такая поговорка - дорога в тысячу ли начинается с первого шага. Эти первые шаги все равно надо сделать».

«Мы большую часть времени смотрели под ноги, чтобы не споткнуться о камни, которые здесь в изобилии встречаются, и не запутаться в шланге, через который подавался кислород в скафандр».

Во время одного из выходов на Марс итальянец Диего Урбина споткнулся и упал.

«Мы очень боялись этих падений, в принципе, потому что боялись, что сам он не поднимется».

«Требуется помощь!».

Встать на ноги Диего помог Александр Смолеевский.

«Диего говорит, что ему нравится этот мир».

Всего волонтеры Красной планеты совершили три выхода на поверхность Марса. Правда, до ископаемого льда они так и не добрались. Однако взяли немало интересных образцов скальных пород, наполнили контейнеры пробами атмосферы и грунта.

«Сегодня мы завершили работу на марсианской поверхности и покидаем эту Красную планету до следующего раза!».

На корабль ребята вернулись настоящими героями. Еще бы, они первые земляне, которые ступили на поверхность чужой планеты.

«- Мы вернулись.

- Да, похоже на то.

- Камень с марсианской поверхности.

- Ну что, поздравляю! С прибытием.

- Вот оттуда они вышли».

Возвращение домой экипаж корабля решил отметить концертом. Исполнители и зрители в одном лице, клавишные, ударные. Солирует, конечно, представитель солнечной и поющей Италии, Диего Урбина.

Дорога домой - самая нелегкая часть пути. За время, которое наши космические путешественники провели на Красной планете, Земля по своей орбите убежал от Марса еще на 50 миллионов километров. А это значит, что марсонавтам придется срезать угол и максимально приближаться к солнцу. К несчастью, именно в это время на светиле разразилась мощная магнитная буря, корабль потерял связь с Землей. Восстановить ее удалось лишь через неделю, когда магнитная буря утихла. Все это время экипажу приходилось полагаться только на себя. Впереди еще 8 месяцев уже надоевшего космоса и ставших рутинными тренировки и научные эксперименты.

«Этот эксперимент называется «голубой свет». Сегодня мы сделаем следующее - мы наденем эти очки, которые не дают голубому свету проникать в глаза. Мы будем сами сообщать мозгу, что сейчас день, с помощью этого прибора. У нас их тут несколько. Эксперимент очень интересный, и кто знает, может быть мы станем немножко позитивнее, когда наш мозг будет думать, что сейчас день. Как видите, все уже участвуют в этом эксперименте.

- Саша, занят?

- Нет.

- Мы можем зайти к тебе с камерой?

- Да-да, конечно.

- Итак, ой, а где твои очки?

- Я надену их через 10 минут.

- А, да, он отстает на 10 минут, и это тоже часть эксперимента».

«А я вот бороду рощу, не от болезни, просто прикалываюсь. А сейчас отдыхаю от всех, и даже на алкоголь не тянет, даже желания не возникает по пиву проехаться. Тут его не видишь и соблазна никакого, и без него хорошо. Я за себя начинаю опасаться, вдруг совсем брошу».

«Я написала Алексей, что ездила на Финский залив и прислала ему фотографию. Мы там с ним были десятки раз, ходили по этому песку, смотрели на воду. И тут у него такая реакция, ответное письмо я получила такое: «Море, море».

В долгом полёте космический рацион стал серьезной психологической проблемой, особенно для Ван Юэ, которому так не хватало привычной китайской пищи. Диетологи целого института оказались бессильны.

«В переводе с китайского, это значит: «Милый дедушка, Константин Макарович, забери меня отсюда».

В день рождения марсонавты приготовили Ване сюрприз, они выпотрошили весь свой продуктовый запас в поисках китайской еды, чтобы побаловать своего товарища по экспедиции и снять его психологический стресс.

«О, лапша, моя любимая еда».

Когда до Земли оставалось лишь несколько миллионов километров, наши герои занялись кулинарным творчеством.

«Мы вот тут готовим марсианские шарики, рецепт мы взяли на Марсе. Вот используем его и привезем обратно на Землю. Они сделаны из творога, понятия не имею из чего он сделан, и из растопленных шоколадок. И еще тут есть какой-то русский секретный ингредиент».

Кто сказал, что время течет с неизменной скоростью? Когда торопишься – оно словно сжимается, и наоборот, когда ждешь чего-либо – растягивается. И все же, день возвращения приближался. На 518-е сутки полета корабль вышел на орбиту Земли, 4-е ноября 2011 года. Человечество сумело совершить самое долгое космическое путешествие. Пока, правда, не покидая Земли.

«С сегодняшнего дня экипаж МАРС 500 и земляне снова едины. Ура!».

«Мой папа вернулся с Марса!».