Истребитель И-16


628 0 Опубликовано: 20.04.2015 admin
Истребитель И-16


На исходе ночи 22-го июня 41-го года немецкая авиация обрушилась на советские приграничные аэродромы. Основной удар пришелся на Западный особый военный округ. Здесь, на стратегическом направлении Минск-Москва начала свои боевые действия германская группа армии Центр. На правом фланге Западного округа границу прикрывала 11-я смешанная авиадивизия, в став которой входил 122-й истребительный авиаполк. На вооружении полка были истребители И-16, которые вступили в бой с противником с первых минут войны.

«На И-16 можно было драться. Маневренный самолет, и кроме ШКАС еще две пушки. Я два самолета на И-16 сбил. Когда свалка идет, И-16 даже лучше бывает «мессера». Он везде проберется. Проберется, подберется к «мессеру» и стукнет».

И-16 был самым массовым истребителем начального периода Великой Отечественной войны. Этот самолет считался устаревшим, он проигрывал в летных характеристиках немецкому «Мессершмитту». Но основная тяжесть боев выпала именно на этот истребитель. Советские летчики на И-16 в неравных воздушных схватках отчаянно дрались с «мессерами» и дали понять немецким ассам, что война на Восточном фронте отнюдь не будет для них легкой прогулкой.

Истребитель И-16 тип 28. Взлетный вес – 1 980 кг; максимальная скорость – 460 км/час; практический потолок – 9 900 м; дальность полета – 440 км; вооружение – 2 пулемета ШКАС калибра 7,62 мм, 2 пушки ШВАК калибра 20 мм.

И-16 был сконструирован под руководством Николая Поликарпова в 1933-м. В конце декабря того же года Валерий Чкалов выполнил на этой машине первый полет. И уже в следующем году было налажено серийное производство нового истребителя.

И-16 представлял собой свободно несущий моноплан с убирающимся шасси и мотором воздушного охлаждения. Истребитель отличался необычайно малыми размерами, что обеспечивало минимальное аэродинамическое сопротивление. Одной из особенностей самолета была предельно-задняя центровка. Машина обладала хорошей маневренностью, но при этом была строга в пилотировании.

«Хороший был самолет, но не для каждого летчика. Сложный самолет был, простой, и в то же время, очень сложный. Перетяни ручку, он тебе… Говорили, что он сворачивает в штопор. Это нужно быть идиотом, для того, чтобы свернуться на нем в штопор. И он выходил. Ручку отдай от себя, и он стоит. Он моментально выходил из штопора».

В 35-м году И-16 поступил на вооружение ВВС. С этого времени самолет стал непременным участником парадов на Красной Площади и Воздушных праздников на аэродроме в Тушино. На этой машине свое летное мастерство показывала пилотажная группа «Красна Пятерка». И-16 стал родоначальником нового вида боевых самолетов – скоростных истребителей-монопланов. До второй половины 30-х годов в истребительной авиации доминировали самолеты бипланной схемы. Считалось, что они обладали большей маневренностью и, значит, преимуществом в бою.

Достоинства скоростных машин монопланной схемы проявились осенью 36-го. Истребители И-16 были отправлены в Испанию на помощь Республиканской армии. Первый воздушный бой произошел 9 ноября над Мадридом. И-16 сбили 4 самолета «Heinkel 51» из немецкого легиона «Кондор». Преимущество скоростных истребителей над бипланами было безоговорочным.

Франкисты прозвали новый истребитель «рата», что в переводе с испанского означает крыса; республиканцы ласково называли его «моска», то есть муха; советские летчики И-16 - «ишачком», по видимому за строптивый характер этого самолета.

Весной 37-го в небе над Испанией И-16 пришлось вступить в бой с новейшим немецким истребителем «Messerschmitt 109». Это был цельнометаллический моноплан с мощным двигателем жидкостного охлаждения. «Мессеры» превосходили советские истребители по многим характеристикам: немецкие самолеты были быстрее в горизонтальном полете и пикировании, имели больший боевой потолок. Однако И-16 были маневреннее своих конкурентов, особенно на высотах ниже 3 тысяч метров.

Итоги Испанских боев во многом послужили причиной разработки новых истребителей, способных на равных сражаться с «Мессершмиттами». Но пока И-16 оставались основным участником воздушных сражений конца 30-х годов. Летом 39-го на Халхин-Голе, через полгода в войне с Финляндией.

К началу июня 1941 года обстановка на западных границах СССР была напряженной, 122-й истребительный авиаполк, в котором служил младший лейтенант Сергей Долгушин, располагался под Гродно и был оснащен И-16 последних серий. Эти машины имели усиленное вооружение: 2 пушки и 2 пулемета, оснащались более мощным мотором и были оборудованы радиостанцией.

«И вот уже, прям, чувствуется, чувствуется. Немцы ведут себя так нахально, перелетают границу. Вот как мы идем парой с товарищем, и смотрим – Ю-87, километров 5 до границы. Нам сказали убить, но у меня две пушки в плоскостях, два ШКАС на моторе. Я не стал даже пушками бить его, по кабине ударил ШКАСом, летчика убил, самолет воткнулся. Это уже был первый сбитый самолет до объявления еще войны. А на следующий день уже война».

Кем и когда был сбит первый вражеский самолет после начала Великой Отечественной доподлинно вряд ли можно установить. Но как считает Герой Советского Союза генерал-майор авиации Иван Лавейкин, первая победа была одержана на истребителе И-16. В 3 часа 30 минут над Брестом звеном лейтенанта Федора Мочалова из 33-го истребительного авиаполка был сбит немецкий самолет-разведчик. Шла 15-я минута войны.

В течение первого дня войны немецкая авиация неоднократно бомбила аэродромы под Гродно, но существенного успеха добиться не могла. Д наступления сумерек над этим районом не прекращались воздушные бои. К вечеру летчики 122-го и соседнего 127-го полков доложили о 35-ти воздушных победах, две из них были на счету Сергея Долгушина.

«22-го числа я сделал, по-моему, 9 вылетов. Штурмовкой почти что не занимались. А тут все вылеты на отражение налетов немцев. Бои-бои-бои…»
Излюбленной тактикой немецких истребителей стала атака с превышения, и последующий уход «горкой» вверх. У «ишачка» не было шансов догнать противника. В воздушную схватку на горизонталях, где И-16 имели преимущество, немецкие пилоты просто не шли, сводя бой к последовательности пикирования, обстрелов цели и уходов вверх, с занятием позиции для последующей атаки. Единственное, на что приходилось рассчитывать пилотам «ишачков» - это лобовая атака. Если они замечали идущий в атаку с превышения «Мессер», то старались немедленно развернуться навстречу, используя хорошую горизонтальную маневренность свих самолетов.

Усиленная предвоенная подготовка советских пилотов дала свои плоды. По данным немецких источников первые две недели боев были единственным периодом за всю войну, когда еженедельные потери самолетов авиации Германии на Восточным Фронте выражались трехзначным числом. И только хорошо отлаженный военный механизм Люфтваффе позволил немцам завоевать превосходство в воздухе. В результате дезорганизации управления советские истребительные полки стались без топлива и боеприпасов, был потеряна связь с командованием. В итоге огромнее количество самолетов было уничтожено немецкими штурмовиками на аэродромах и брошено при отступлении. Как потом не хватало истребителей для защиты бомбардировщиков и штурмовиков, которым приходилось летать на боевые задания без прикрытия. И не вина в том устаревшего истребителя И-16, он показал себя достойным бойцом. Например, в составе 13-го истребительного авиаполка эти машины были задействованы на Ленинградском фронте. Только за один весенний месяц 42-го года полк заявил об уничтожении 54-х немецких самолетов, потеряв при этом лишь две машины.

«А знаете что? Летчик, летающий на И-16, в полной мере, для него любой самолет «барахло». Если умеешь на И-16 летать – на любом истребителе полетишь. Подтверждение просто говорю. Мы на их 3-м деремся, потом к нам пристроили эскадрилью на И-16. Так летчики не меньше наших сбитых имели. Дело то подчас не в самолете, а дело вот, в руках летчика, и голова летчика. Руки и голова».