Истребитель Ла-7


689 0 Опубликовано: 20.04.2015 admin
Истребитель Ла-7


«Я не вижу моего врага, немца-конструктора, который сидит над чертежами где-то в глубине Германии. Но, не видя его, я воюю с ним. Я знаю, чтобы там ни придумал немец, - я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт, чтобы в день, когда два новых самолета, наш и вражеский, столкнутся в военном небе, наш оказался победителем», - эти слова принадлежат выдающемуся авиаконструктору Семену Алексеевичу Лавочкину, создателю советских истребителей Ла-5 и Ла-7.

Истребитель Ла-7 появился на фронте летом 44-го, он быстро получил признание у летчиков за свои боевые качества. Но его предшественник, истребитель Ла-5 родился при весьма драматических обстоятельствах. Только благодаря энтузиазму и самоотверженности конструкторов и рабочих авиазавода в Горьком состоялась эта машина. Ла-5 и его последующие модификации принесли конструктору Лавочкину заслуженную славу. На этом типе истребителей прошел всю войну летчик-ас, трижды Герой Советского Союза, Иван Кожедуб. Свой последний, 62-й немецкий самолет он сбил на Ла-7.

Истребитель Ла-7. Взлетный вес – 3 315 кг; максимальная скорость – 660 км/час; практический потолок – 10 450 м; дальность полета – 820 км; вооружение – 3 пушки Б-20 калибра 20 мм.

Весной 1939 года группа советских конструкторов получила задание разработать новые скоростные истребители с мотором жидкостного охлаждения. Самолеты, оснащенные такими двигателями, за счет меньшего лобового сопротивления должны были показать более высокие летные характеристики. Среди представленных проектов был истребитель И-301, разработанный содружеством конструкторов Семена Лавочкина, Владимира Горбунова и Михаила Гудкова.

30-го марта 40-го года опытный экземпляр И-301 совершил свой первый полет. Из-за дефицита алюминия в конструкции самолета широко применялся новый материал дельта-древесина. Это шпон, спрессованный и пропитанный фенольными смолами. Дельта-древесина была тяжелее дерева, но обладала большей прочностью, влагостойкостью и практически не горела.

В январе 41-го самолет был запущен в серию под обозначением Лаг-3. Через полгода началась Великая Отечественная война. Среди советских истребителей начального периода войны Лаг-3 имел самое мощное вооружение. Помимо пушки ШВАК и четырех пулеметов ШКАС под крылом можно было подвесить до 8-ми реактивных снарядов или 2 авиабомбы. По требованию военных на Лаге был увеличен запас топлива. Дальность полета возросла, но, вместе с этим, возросла и масса самолета. Это привело к ухудшению летных характеристик машины.

Лаг-3 наиболее успешно действовал против бомбардировщиков и при выполнении штурмовых ударов, где его превосходство в мощи вооружения играло решающее значение. Но для маневренного боя самолет был слишком тяжелым и неповоротливым. В воздушных схватках он уступал немецким «Мессершмиттам». Склонные к сарказму летчики расшифровывали название Лаг как «лакированный гарантированный гроб».

Лавочкин понимал, что для улучшения боеспособности истребителя необходимо увеличить его энерговооруженность. Повысить ее можно было только путем замены мотора на более мощный. Он делает проект Лага под новый перспективный двигатель жидкостного охлаждения М-107 Владимира Климова. Но у мотористов что-то не заладилось, производство двигателя критически затянулось. Тогда возник еще один вариант – звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-82 Аркадия Швецова.

Самолет с таким двигателем имел большее лобовое сопротивление, но высокая мощность нового мотора компенсировала этот недостаток. У двигателя было еще одно очень важное преимущество – живучесть. Боевые действия показали высокую уязвимость моторов жидкостного охлаждения. Одно попадание в систему охлаждения – и жидкость вытекала из двигателя, мотор заклинивало, и самолет выходил из боя.

Стоит отметить, что еще в 41-м году по указанию Сталина ведущим конструкторским бюро было поручено разработать варианты истребителей с мотором воздушного охлаждения Швецова, но все работы закончились неудачей, самолеты не показывали удовлетворительных летных характеристик. Лавочкин знал о проблемах своих коллеги и со скепсисом относился к переделке Лага под этот двигатель, но обстоятельства заставили его изменить точку зрения.

В начале 42-го года авиазавод в Горьком, где находилось конструкторское бюро Лавочкина, получил распоряжение о свертывании производства Лаг-3 и о переезде КБ в Тбилиси. Для Лавочкина это было равнозначно ссылке. Заводу предписывалось готовиться к выпуску истребителей Яковлева. Сотрудники ОКБ вместе с необходимым оборудованием отправились в далекий путь. Лавочкину и нескольким конструкторам разрешили задержаться в Горьком и дали последний шанс усовершенствовать свой Лаг-3.

Благодаря энтузиазму работников ОКБ и авиазавода самолет переделали под новый двигатель. В немыслимо короткие сроки удалось преодолеть множество технических проблем. Истребитель был построен весной 42-го и прошел государственные испытания всего за 5 летных дней. Новая машина настолько понравилась военным, что Сталин принял решение отменить свое распоряжение и вернуть на конвейер самолет Лавочкина. Так появился знаменитый Ла-5.

Первые авиационные полки, вооруженные этой машиной, вступили в бой осенью 42-го под Сталинградом. Благодаря мощному мотору Ла-5-й показал высокие скорости горизонтального полета, хорошую скороподъемность в сочетании с маневренностью на вертикали. Самолет был оснащен только двумя пушками ШВАК – компромисс между весом машины и огневой мощью. Двигатель воздушного охлаждения являлся своеобразной защитой летчика от огня с передней полусферы. Используя это свойство, советские пилоты смело шли в лобовые атаки, навязывая противнику выгодную для себя тактику боя.
Ла-5 непрерывно совершенствовался. В начале 43-го была выпущена модификация истребителя с индексом «Ф». Этот индекс означал «форсированный» и относился к доработанному двигателю. Самолет отличался улучшенным обзором из кабины. Для защиты пилота фонарь получил передние и задние бронестекла. Через короткое время в серию пошла еще одна версия самолета - Ла-5-ФН. На двигателе внедрили систему непосредственного впрыска топлива в цилиндры, что повысило надежность мотора и снизило расход топлива.

Кроме этого, на истребителе были реализованы рекомендации специалистов ЦАГИ по улучшению аэродинамики. По сравнению с предыдущими модификациями скорость Лаг-5-ФН взросла на 40 км/час. Первое массовое применение Ла-5 относится к сражению на Курской дуге. Советским пилотам противостояли лучшие немецкие асы, летавшие на новейшем в то время истребителе «Focke-Wulf 190». Он также как и Ла-5 оснащался мотором воздушного охлаждения. Немецкая машина имела хорошую бронезащиту и очень мощное вооружение, состоявшее из 4-х пушек. Это был грозный противник. Оба самолета не раз уже сходились в жарких поединках, однако здесь на них была сделана ставка, и жестокие схватки с врагом показали, что, несмотря на все свои многочисленные достоинства, «Fokker» уступает «Лавочкину».

Самым совершенным истребителем Семена Лавочкина военного периода стал Ла-7. Эта машина появилась в войсках летом 44-го. «Семерка» представляла собой дальнейшее развитие Ла-5. Конструкторам удалось получить высокие летные характеристики благодаря более совершенной аэродинамике и снижению веса. Вооружение самолета Ла-7 состояло уже из трех пушек УБ. Ла-7 как нельзя лучше соответствовал формуле летчика-аса Александра Покрышкина – скорость, маневр, огонь. По сравнению с последними модификациями немецких истребителей он показал лучшую скороподъемность, догоняя противника, как на восходящих виражах, так и в боевом развороте.

Получили новые истребители в первую очередь Гвардейские полки. В их числе 176-й Гвардейский Проскуровский, основной задачей которого являлась свободная охота. Трижды Герой Советского Союза летчик-ас Иван Кожедуб в составе этого полка сбил на Ла-7 17 фашистских самолетов, в том числе и реактивный «Messerschmitt 262». Этот истребитель Ла-7 стал реликвией музея Военно-воздушных сил в Монино. На нем Иван Кожедуб уничтожил в небе Берлина свой последний вражеский самолет. Каждую звездочку за сбитого врага можно записать и на счет создателя истребителя, авиаконструктора Семена Алексеевича Лавочкина.