Пистолет-пулемет Шпагина ППШ


2 439 0 Опубликовано: 20.04.2015 admin
{attr-title}


Ноябрь 1941 года. Немецко-фашистские войска уже на подступах к Кашире. Вторая танковая армия Гудериана стремится выйти к реке и захватить переправы, чтобы затем ринуться на Москву. Немцы стягивают сюда большие силы для прорыва обороны. Приказ Ставки - во что бы то ни стало отстоять Каширу. Накануне решительного боя в Ставку докладывают о положении дел. На вопрос Сталина, чем помочь, командовавший обороной Каширы генерал Белов ответил: «Пришлите хоть несколько десятков ППШ».

Предшественником ППШ был советский пистолет-пулемет Дегтярева ППД-40, созданный в 30-х годах. В Финскую компанию он продемонстрировал все свои преимущества в ближнем бою перед винтовкой. Тем не менее, у ППД был один серьезный недостаток - его не технологичность. Необходимость создания более совершенного образца пистолета-пулемета отчасти была продиктована и нынешней политикой СССР. Обстановка в Европе в конце 30-х годов заставляла вспомнить римское изречение: «Хочешь мира - готовься к войне». В 40-м году Наркомат Вооружения дал запрос на создание пистолета-пулемета, детали которого изготовлялись бы при минимальной механической обработке. Требовался новый образец оружия, более простой и дешевый в производстве, чем ППД.

«В самый канун войны, в начале 1941 года на вооружении Красной Армии принимается пистолет-пулемет Шпагина. Это оружие, которое внешне чем-то напоминает ППД, но качественно - это уже другое оружие, качественно, прежде всего, не по боевым свойствам, а по технологическим. Этот пистолет-пулемет был в производстве значительно дешевле, за счет того, что при его изготовлении применялись наиболее прогрессивные, на то время, методы. Это штамповка, это точечная сварка, причем, внедрение их в производство - это заслуга, опять же, конструктора Шпагина».

Георгий Семенович Шпагин, конструктор ППШ, родился 29 апреля 1987 года в Ковровском районе Владимирской области. Во время Первой Мировой Шпагин служил в полковой оружейной мастерской, где хорошо изучил различные образцы отечественного и иностранного оружия. После революции оружейный мастер Шпагин работал на Ковровском оружейно-пулеметном заводе. С 22-го года Георгий Семенович активно участвует в создании новых образцов оружия. Шпагин существенно улучшил конструкцию крупнокалиберного пулемета Дегтярева. В 39-м году пулемет ДШК «Дегтярева-Шпагина крупнокалиберный» был принят на вооружение Красной Армии. Но наибольшую славу конструктору Шпагину принесло создание ППШ.

Калибр - 7,62 мм; вес без магазина - 3,5 кг; темп стрельбы - 1000 выстр/мин; боевая скорострельность - 100 выстр/мин; емкость магазина - 71 или 35 патронов; начальная скорость пули - 500 м/с.

Массовое производство ППШ началось только осенью 41-го года, уже после того, как грянул гром Великой Отечественной. Фронт остро нуждался в таком оружии, и выпускать ППШ нужно было в больших количествах. Выполнению этой задачи немало поспособствовал талант конструктора. Шпагин говорил, что делать сложно - очень просто, а вот сделать очень просто - это очень сложно. С точки зрения технологии производства, ППШ был прост, Шпагин отказался от применения легированных сталей. Большинство деталей для ППШ изготовлялись методом холодной штамповки и сварки. Это позволило сократить время производства каждой единицы оружия в 4 раза. Для изготовления ППШ не требовалось ни специального оборудования, ни высокоточного измерительного инструмента, ни большого количества квалифицированной рабочей силы. Поэтому делать ППШ можно было на предприятиях, мало приспособленных для оружейного производства.

«Рабочие этого завода по праву гордятся своей продукцией. Раньше они выпускали совсем мирные изделия, теперь делают знаменитые ППШ, советские автоматы».

«Одной из особенностей конструкции этого пистолета-пулемета являлось то, что ствол его был заключен в металлический кожух для предотвращения рук стрелка от ожогов, а передняя часть кожуха имела скос, который выполнял роль компенсатора. В силу своей высокой скорострельности пистолет-пулемет при стрельбе имел тенденцию задираться стволом вверх, и вот этот компенсатор, компенсирующий скос, он создавал момент, противодействующий уводу ствола вверх».

Как следствие, кучность стрельбы по сравнению с ППД увеличилась на 70%.

«Безотказно бьют автоматы Энского завода, фронт будет ими доволен».

На фронте остро чувствовалась нехватка этого оружия. Первые месяцы войны запас пистолетов-пулеметов был столь мал, что их распределением занимался лично Сталин. Но уже к 43-му году количество ППШ соответствовало всем нуждам фронта, и это оружие стало по-настоящему массовым. Бойцы полюбили пистолет-пулемет Шпагина. ППШ был надежен в бою и прост в обслуживании.

«Конструктивно пистолеты-пулеметы - это то оружие, которое, для стрельбы из которого используется пистолетный патрон. Они наиболее эффективны на небольших дальностях, это порядка 100 метров. Но на этой дальности, в отличие от винтовок, где патрон значительно более мощный, пистолеты-пулеметы способны создать значительно большую плотность огня. Кроме того, по сравнению с винтовкой, пистолет-пулемет устроен значительно проще, а, следовательно, он дешевле в производстве».

Для пехотинца танкового десанта ППШ был гораздо удобней винтовки, ведь танки доставляли бойцов непосредственно к вражеским позициям. Огневая мощь пистолета-пулемета позволяла быстро подавить противника шквалом свинца. Эта же тактика работала при штурме населенных пунктов. В условиях городского боя ППШ оказался незаменимым, огромная скорострельность и большая емкость магазина обеспечивали высокую плотность огня. Это замечательное качество пистолета-пулемета стала его неоценимым преимуществом.

«Вместе с десятитысячным автоматом Шура отправляет на фронт письмо со стихами:

Осыпай свинцовым градом
Немчуру под Сталинградом.
Гансов, Фрицев будет рад
бить советский автомат».

Защитники Сталинграда очень ценили ППШ. Яков Федотович Павлов Герой Советского Союза, один из защитников легендарного Дома Павлова тепло отзывался о ППШ. «Это коротенькое название грозного оружия, - писал Павлов в своих воспоминаниях, - знакомо и близко каждому, кому довелось в годы Великой Отечественной войны отстаивать честь и независимость нашей Родины с автоматом в руках».

«Опыт боев первого периода войны показал, что не всегда этот круглый, хотя и емкий, но тяжелый и не очень удобный магазин оправдан, поэтому с 1942 года ППШ стал комплектоваться магазином коробчатого типа меньшей емкости, на 35 патронов».

Такие магазины снаряжались быстрее и проще, они были удобней при переноске и надежней, чем барабанные. Упростили прицел, оставив целик с установками на 100 и 200 метров. Опыт боевых действий показал, что такая дистанция вполне достаточна для пистолета-пулемета и не снижает боевых качеств оружия. Были у ППШ и недостатки. В первую очередь, его значительная масса. Вес ППШ с магазином составлял почти 5,5 кг, а еще бойцу необходимо было иметь с собой запасные снаряженные магазины. Высокий темп стрельбы ППШ означал быстрый расход патронов, что тоже не всегда было плюсом. Но главные преимущества пистолета-пулемета Шпагина, простота и феноменальная надежность, искупали все его недостатки.

За создание новых образцов оружия Георгию Шпагину было присвоено звание Героя Социалистического Труда и присуждена Сталинская премия. Шпагин награжден тремя Орденами Ленина, Орденом Суворова Второй степени, Орденом Красной Звезды и медалями.

Прорваться к Москве с юга гитлеровцам не удалось, Вторая танковая армия Гудериана был отброшена от Каширы. Несколько десятков ППШ, присланных в помощь оборонявшим Каширу, конечно же, не сыграли решающей роли в тех боях, но мощью своего огня здорово помогли бойцам Красной армии отразить натиск противника.

ППШ стал самым массовым автоматическим оружием Красной Армии во время Великой Отечественной. За годы войны было выпущено более 6 миллионов единиц этого пистолета-пулемета. Он стал неотъемлемой частью хрестоматийного образа советского воина-освободителя. ППШ увековечен в агитационных плакатах, кинофильмах, памятниках советским солдатам. С ППШ в руках воины-освободители дошли до Берлина, с ППШ в руках советские солдаты торжественным маршем прошли по Красной Площади в Москве на Параде Победы в 45-м году.