Тяжелый бомбардировщик Пе-8


1 322 0 Опубликовано: 20.04.2015 admin
{attr-title}


В мае 1942 года Нарком иностранных дел Молотов должен был совершить секретную миссию в Лондон и Вашингтон. Именно там были запланированы переговоры об открытии Второго фронта, но как туда попасть? Решение казалось неожиданным и дерзким – полет на бомбардировщике Пе-8. Молотова предупредили, что самолет негерметичен и температура на борту -500. после длительного полета самолет благополучно приземлился в Англии. В Лондоне Молотов провел переговоры с Черчиллем и отправился дальше, в Вашингтон. Путь в Америку лежал через Северную Атлантику. От этого перелета зависел весь дальнейший ход Второй Мировой войны.

ТБ-7, он же АНТ-42, он же Пе-8 – этот дальний тяжелый бомбардировщик был единственным самолетом, который с подмосковных аэродромов мог достать до Берлина. 4 двигателя, мощное оборонительное вооружение, 3 тонны бомбовой нагрузки.

«Этот Пе-восьмой - это исключительный, хороший самолет. В наше время и немцы, если будет сбит наш самолет, то ему награждают Железным Крестом, 3 000 марок и выезд на родину на 10 дней. Это исключительное поощрение, и поэтому на нашими самолетами охотились, как «черт за грешной душой».
Тяжелый бомбардировщик Пе-8. Экипаж – 11 человек; максимальная скорость – 440 км/час; практический потолок - 9 000м; дальность – 3 600 км; бомбовая нагрузка – до 5 т.

Изначально этот тяжелый бомбардировщик назывался ТБ-7, его проектирование началось в 34-м году под руководством Андрея Николаевича Туполева, поэтому самолет получил второе название – АНТ-42. Непосредственно конструированием машины занимался начальник бригады Владимир Михайлович Петляков. После его гибели зимой 42-го бомбардировщик переименовали в Пе-8. Но все это случится несколько позже, а пока, в конце декабря 36-го года летчик-испытатель Михаил Громов первый раз поднял машину в небо. Через полгода приступили к совместным с ВВС госиспытаниям, а в мае 38-го ТБ-7 приняли на вооружение.

Серийное производство новой машины организовали в Казани. В 30-е годы в Руководстве страны не было четкого взгляда на роль этой машины в современной войне. Зачем разрушать города и заводы на территории врага, когда в ответном молниеносном ударе их можно захватить в целости и сохранности? К тому же ресурсы Советского Союза были ограничены. Для производства ТБ-7 не хватало ни алюминия, ни двигателей. Серийный выпуск бомбардировщика то прерывался, то снова возобновлялся.

В фашистской Германии тоже был расчет на молниеносную войну, поэтому на вооружении Люфтваффе к моменту нападения на Советский Союз тяжелых бомбардировщиков не было. К 41-му году ТБ-7 только начинали осваивать в войсках. Вся тяжесть начального периода войны в дальней авиации легла на ильюшинские машины ДБ-3. На этих самолетах наносились первые удары по территории Германии, Польши и Румынии. ТБ-седьмому не пришлось принять участия в этих налетах, рассредоточенные на аэродромах в районе Киева бомбардировщики сами попали под удар с воздуха.

В это тяжелое для страны время в судьбе самолета произошел крутой поворот – ТБ-7 включили в боевой состав 81-й авиадивизии. Эта дивизия формировалась как особое соединение ВВС с непосредственным подчинением Ставке Верховного Главнокомандования. Командиром назначили известного полярного летчика Героя Советского Союза комбрига Михаила Водопьянова. Через месяц после начала войны немецкая авиация совершила первый налет на Москву. Сталин решил нанести по Берлину ответный воздушный удар. 8-го августа с острова Эзель ушли на задание бомбардировщики ДБ-3 морской авиации, а через два дня настал черед и ТБ-7. Они поднялись в воздух с прифронтового аэродрома «Пушкин» под Ленинградом. Из семи вылетевших тяжелых бомбардировщиков отбомбились по Берлину только 4 машины, а назад вернулось всего три. Потери были слишком большими, но, несмотря на это, был достигнут политический эффект. Советский народ и весь мир увидели, что Берлин не остается безнаказанным.

После августовской эпопеи самолеты продолжали летать по дальним и ближним целям. Было выполнено еще несколько налетов на Берлин и города Восточной Пруссии. 5-го марта 42-го года Постановлением Государственного Комитета Обороны было принято решение о создании отдельного рода войск – авиации дальнего действия. Командовать АДД Сталин назначил генерал-майора авиации Александра Голованова.

«Сталин издал приказ, что задание на боевой вылет Пе-восьмым может дать только он или начальник штаба Антонов, Генерального штаба, Антонов. Больше никто. Нас даже после этого начали звать «кораблевская авиация».

Полки авиации дальнего действия комплектовались в основном двухмоторными бомбардировщиками Ил-4, Ер-2, американскими Б-25. Но только Пе-8 имел 4 двигателя, а значит, мог нести большую бомбовую нагрузку. Этим самолетом был вооружен 746-й отдельный авиационный полк, он базировался на аэродроме Раменское, знаменитым в наше время международными авиасалонами.

Тяжелые бомбардировщики действуют исключительно ночью. Перед вылетом в штабе полка уточняется боевое задание. Несмотря на лето, летчики деваются в меховое обмундирование, на высоте температура достигает -500. Длительность полета порой составляет 15 часов, поэтому экипажам выдаются бортпайки. Наконец, выстрел ракетницы - это сигнал на вылет. Второй пилот помогает командиру держать направление на руление. Линию фронта пересекают в местах наименьшей активности противника, чтобы не попасть под огонь зениток. Полет ночью вслепую требует особого навыка самолетовождения.

Города и села внизу затемнены, ориентироваться можно только по звездам и едва видимым деталям местности. На штурмане лежит основная нагрузка, от него зависит точный выход на цель. На высоте 6 тысяч метров приходится надевать кислородную маску. В районе цели возможна встреча с ночными истребителями. Пять огневых установок готовы отбить их атаки. К цели бомбардировщики подходят поодиночке, строго на разной высоте. Сначала сбрасываются осветительные бомбы, затем Пе-восьмые заходят на прицельное бомбометание. Чтобы точно поразить цель надо несколько минут лететь строго по прямой, выдерживая высоту и скорость. В этот момент самолет, выхваченный прожекторами из темноты, представляет хорошую цель. Машина вздрагивает от близких разрывов снарядов, в кабине пахнет порохом. Надо обладать мужеством и стойкостью, чтобы не свернуть с курса. И только сбросив бомбы, можно попытаться ускользнуть в спасительную темноту. Результаты бомбометания оценивались по количеству пожаров на земле.

Соединение Пе-восьмых было своеобразной длинной рукой Верховной Ставки. Они бомбили самые важные цели в глубоком тылу противника. Только Пе-8 мог сбросить на врага самую тяжелую 5-ти тонную авиабомбу.

Вернемся к дипломатической миссии Наркома Молотова, с которой мы начали свой рассказ. В мае 42-го года самолет Пе-8 доставил Молотова из Москвы в Англию. Рискованный полет проходил на большой высоте над оккупированной территорией. После встречи с Уинстоном Черчиллем последовал перелет через Атлантику. В Вашингтоне были проведены переговоры с президентом Рузвельтом. В Америке Пе-8 оценили по достоинству, отдав должное его мощному стрелковому вооружению. 13 июня, преодолев 18 тысяч километров, Пе-8 вернулся домой с Договором о союзе против гитлеровской Германии.
«Снаружи самолет весь был исписан на английском языке «Да здравствует Красная Армия!», «Да здравствует Сталин!», «Желаем Победы!». Все было исписано. Короче, жаль, что не сфотографировано это».

Боевая карьера Пе-8 закончилась в августе 44-го. На самолетах были выявлены усталостные трещины в лонжеронах, и все машины поставили на доработку. Всего построили 93 самолета Пе-8, эти машины оставили заметный след в истории Великой Отечественной войны. За 4 года боев Пе-восьмые обрушили на врага более 5 миллионов килограммов бомб. Благодаря наличию тяжелых бомбардировщиков Пе-8 удалось сформировать слетанные и боеспособные соединения, которые после войны составили основу стратегической авиации Советского Союза.