Тяжелый танк КВ-1


1 333 0 Опубликовано: 20.04.2015 admin
{attr-title}


Декабрь 41-го года. Командир танкового батальона, старший лейтенант Хорин, получает приказ освободить деревню Нефедьево от немецких танков. Но как его выполнить? В измотанном постоянными боями батальоне осталось две боеспособных машины. Хорин отдает приказ командиру КВ-1, лейтенанту Павлу Гудзю выдвинуться на позицию. Под прикрытием артогня танк ночью подошел к реке. С рассветом он открыл огонь прямой наводкой по немецкой бронетехнике. 8 танков были подбиты в первые минуты боя. Успешно форсировав реку, экипаж лейтенанта Гудзя уничтожает еще 2 танка. После завершения задания танкисты насчитали 29 отметин на броне, но ни один снаряд не пробил ее насквозь. Так, с помощью одного тяжелого танка КВ-1, была освобождена целая деревня.

В конце 30-х годов перед Руководством Советского Союза стояла задача создания новых образцов бронетанкового вооружения для Красной Армии. Это касалось как легких и средних танков, так и тяжелых. В классе тяжелых машин предстояло заменить танк Т-35. Этот огромный пятибашенный монстр по своим характеристикам уже не отвечал требованиям времени. Танковые конструкторские бюро приступили к решению этого вопроса. Первый вариант предусматривал глубокую модернизацию Т-35, но адекватных результатов достичь не удалось.

Параллельно с этим разрабатывали принципиально новые машины. В 1939 году на испытание вышли 3 тяжелых танка: Т-100, СМК и КВ. Т-100 и СМК сделали двухбашенными, в каждой башне была установлена пушка. Немного другая компоновка была у танка КВ, созданного под руководством Жозефа Котина и Николая Духова. Этот танк тоже имел 2 пушки, но размещались они в одной башне. После всесторонних испытаний выбор остановили на КВ. Во-первых, он был меньше по габаритам, что уменьшало вероятность попадания в него снарядов во время боевых действий. Во-вторых, КВ весил на 15 тонн меньше, чем Т-100 или СМК, соответственно, его проще перевозить по железной дороге, и в особенности, по железнодорожным мостам с ограниченной грузоподъемностью. Эту боевую машину и было решено выпускать серийно, правда, только с одной пушкой. Две - ограничивали действия экипажа в башне. На вооружение танк приняли под обозначением КВ-1, аббревиатура КВ означала Клим Ворошилов.

Тяжелый танк КВ-1. Боевая масса - 47 т; экипаж - 5 человек; оружие - пушка калибра 76,2 мм и 4 пулемета калибра 7,62 мм; мощность двигателя - 600 л.с.; максимальная скорость - 34 км/час.

Первое боевое крещение танк КВ-1 получил в декабре 39-го года во время войны с Финляндией. В ходе этой компании стали видны все плюсы и минусы новой боевой машины. Что касается защищенности танка, то тут вопросов у военных не возникло: максимальная толщина броневых листов составляла 75 мм - очень надежная защита от противотанковых орудий противника. А вот пушка танка оказалась малоэффективной против железобетонных дотов.

«Было срочным порядком разработана более мощная установка пушки-гаубицы, и в танк КВ установили 152 мм пушку-гаубицу для того, чтобы она могла успешно вести боевые действия по уничтожению дотов, именно уже мощных оборонительных укреплений. И вот этот танк появился, в общем-то, танк КВ-2».

Серийное производство тяжелых танков развернули в начале 1940 года на Ленинградском Кировском заводе. К началу войны выпустили 370 машин КВ-1 и около 140 КВ-2 - не слишком много на фоне стальной лавины Красной Армии. Но, в тоже время, это были одни из новых танков, для потенциального противника они представляли серьезную угрозу.

«Единственным средством, эффективным для борьбы с танками КВ в 41-м и 42-м году - это были зенитные пушки 88 мм, которые ставились на прямую наводку, и вот с помощью их немцы, конечно, выводили танки КВ из строя, подбивали их. А, в общем-то, эффективным средством по немецким документом было, например, остановившийся танк окружить и с помощью или гранат, или даже, как писали они в документах, двух ведер с бензином залезть на трансмиссию машины, вылить, поджечь».

С началом войны производство танков КВ-2 прекратили, но, то небольшое количество машин, которое успели выпустить, сыграло определенную роль на полях сражений.

«Дело в том, что для этой пушки-гаубицы 152 мм зачастую не хватало снарядов, поэтому эти танки иногда выходили в бой с ограниченным количеством боеприпасов, но одним своим видом они просто наводили ужас или панику в стане врага. И в одном из донесений, которые были представлены в начальном периоде войны, буквально в первую неделю Гитлеру, он даже не поверил, что можно на танк установить пушку такого калибра. Он сказал, что вы, наверное, сошли сума, такого быть просто не может».

Летом 41-го все силы Ленинградского Кировского завода были брошены на производство КВ-1. Выпуск боевых машин в прифронтовом городе вызывал немало трудностей: значительно снизились поставки материалов и комплектующих деталей, конструкторам постоянно приходилось решать сложнейшие технические и технологические проблемы. Помимо увеличения выпуска, заводу также предписывалось повысить защиту КВ-1. Уже в начале июля танки с дополнительными броневыми листами стали выходить из сборочного цеха, но такое усиление повлекло за собой увеличение массы машин. Как следствие - это отразилось на ходовых качествах и надежности. Больше всего проблем возникало с коробкой передач и сцеплением. Они довольно часто выходили из строя, и танки просто останавливались на марше, а иногда и на поле боя.

«Но благодаря своей броневой защите и огневой мощи высокой они часто использовались в качестве дотов, то есть неподвижной огневой точки, и продолжали ввести боевые действия».

В октябре 41-го Ленинградский Кировский завод оказался в прифронтовой полосе и выпуск танков прекратили. Была организована массовая эвакуация на Урал. Эстафету по производству боевых машин подхватил коллектив Челябинского тракторного завода. К тому времени там уже освоили серийный выпуск тяжелых танков. Помимо основного производства, в конструкторском бюро постоянно работали над усовершенствованием КВ-1.

«Ахиллесовой пятой» КВ-1 являлась перегруженность, скажем так, машины, а точнее избыточная броневая защита. Поэтому было решено на первом этапе просто снизить или убрать экранировку с танков КВ, а потом еще и доработать конструкцию коробки передач. Плюс, на танк КВ установить командирскую башенку для того, чтобы улучшить обзорность. И, таким образом, появляется танк КВ-1С, С – это говорит о том, что танк более скоростной».

С сентября 42-го танк КВ-1С начал серийно выпускаться в Челябинске. Согласно боевому уставу бронетанковых и механизированных войск, основной задачей танков в период Великой Отечественной воны было уничтожение живой силы и огневых средств противника, а также борьба с его танками и артиллерией. До начала 43-го танки КВ успешно справлялись с этой задачей и сохраняли свое боевое преимущество над бронетехникой Вермахта. Но на фронте у немцев сначала появился новый тяжелый танк «Тигр», а чуть позже - «Пантера». Для эффективной борьбы с ними боевых свойств КВ уже не хватало, поэтому Руководство Советского Союза приняло решение о создании нового тяжелого танка, заменить КВ должен был танк ИС-1.

«Но в связи с тем, что танк ИС-1 еще конструктивно по ходовым своим качествам и по силовой установке не был доведен до совершенства, поэтому, как временную меру, было принято решение устанавливать в танк КВ-1С 85 мм пушку. И такой танк под маркой КВ-85 был принят у нас на вооружение, и в количестве из 148 единиц был произведен на Челябинском Кировском заводе во второй половине 1943 года».

За 2,5 года войны было выпущено около 3 800 танков КВ-1 и КВ-1С. В октябре 43-го года их производство было прекращено. На смену танкам «Клим Ворошилов» стала приходить более совершенная боевая техника. Но, не смотря на это, КВ продолжали участвовать в боевых действиях и решать поставленные перед ними задачи, освобождая территорию Советского Союза и Восточной Европы от немецких захватчиков.

«Даже во время разгрома милитаристской Японии в августе-сентябре 1945 года, один тяжелый Гвардейский танковый полк 48-й в количестве 21 тана КВ-1 принял участие и поставил победную точку в войне, Второй Мировой войне».