Проект 904, "Орлята" умели летать!

6 596 0 Опубликовано: 26.06.2013 Panikaha
{attr-title}
В 1964 году в Центральном Конструкторском Бюро по Судам на Подводных Крыльях им. Алексеева начали разработку 105-тонного транспортного экранолета (проект 904) Т-1 , получившего в начале 1970х название «Орлёнок». Его предшественник СМ-6 самоходная двухместная модель массой 26500 кг. Разработка начата осенью 1969 года, была спущена на воду в 1971 году.

Летом 1972 году первый в мире транспортно-десантный экраноплан "Орленок" был спущен на воду. Экраноплан предназначался для оперативного перемещения в грузовом отсеке высотой 3,2 м, длиной 21 м., шириной 3 м. пехоты, различных грузов и техники, состоявшей на вооружении ВМФ, включая танки ПТ-76 и бронетранспортёры БТР-80. Для погрузки-выгрузки войск и техники и используется шарнирно закреплённая передняя секция корпуса: которая опираясь на переднюю стойку шасси, сдвигается влево, открывая доступ к грузовому отсеку.

В носовой части корпуса расположены два стартово-разгонных НК-8-4К с поворотными соплами удачно вписанные в обводы передней части корпуса, пользующиеся не только на взлете но и при выходе на берег на воздушной подушке. На верхней части киля расположен маршевый двигатель НК-12МК с соосными винтами АВ-90, поддерживающий крейсерскую скорость во время движения.

Экраноплан оборудован навигационным комплексом включающим в себя РЛС навигации, установленную в передней части корпуса, и радар обзора. Сразу за пулеметной установкой на корпусе установленна антенна РЛС. Экраноплан оборудован полным комплектом корабельных и авиционных огней навигации. Оборонительное вооружени представлено спаренной пулеметной установкой "Утес" калибра 12.7 мм. с радиусом обстрела 360 градусов. Для спасения личного состава предусмотрены надувные плоты и лодки.

Всего на вооружение ВМФ поступило 3 серийных машины, в 1979 г. экраноплан МДЭ-150, бортовой номер С-21, в 1981 г. экраноплан МДЭ-155 бортовой номер С-25 и в 1983 г. третий МДЭ-160 бортовой номер С-26. Серийные машины поступили на вооружение в 236 дивизион кораблей-экранопланов. В 1988 году дивизион привлекался к войсковым учениям по переброске войск из Баку в Красноводск. Наряду с экранопланами к операции привлекались десантные корабли и суда на воздушной подушке. Десантным кораблям потребовалось на переход около суток, судам на воздушной подушке - шесть часов, а "орлята" справились с задачей за два часа!

Однако с развалом СССР прекратилось и финансирование проекта, а истекшие межремонтные периоды не позволяли экранопланам выходить в море. В 1998 году согласно приказа Главнокомандующего ВМФ оставшиеся корабли списали. В 2007 году один экраноплан МДЭ-160 бортовой номер С-26 доставили на барже в Москву на Химкинское водохранилище, где он и встал на вечный прикол, оставшиеся "Орлята" догнивают в Каспийске без всякой надежды на возрождение.