Что делает Франция в ЦАР?


2951 0 Опубликовано: 13.12.2013 AlexF1
Что делает Франция в ЦАР?
В Центральноафриканской республике царит хаос с момента отстранения от власти путем мятежа президента Франсуа Бозизе. Это произошло 24 марта. С тех пор волна межрелигиозного насилия между мусульманами и христианами не идет на спад.

То, что сейчас происходит в стране, называют геноцидом и сравнивают с Руандой 1994 года. Бывшая французская колония, богата алмазами, золотом и ураном, не имеет стабильности с момента обретения независимости в 1960 году.

Повстанцы из коалиции "селекции", в которую в основном входят мусульмане с севера страны, а также граждане Чада и Судана, одетые в униформу центральноафриканской армии. Именно благодаря им пришел к власти самопровозглашенный президент Мишель Джотодия. Впрочем, со временем он потерял контроль над повстанцами.

Вместе с тем члены другой группировки "Анти-Валаку" взяли в руки оружие, чтобы защищать населенные христианами поселка и кварталы. Эта война мести только разворачивается.

"Мы - здесь, чтобы защищать наше село. Боевики "селекции" приходят и совершают насилие против мирного населения. Мы лишь защищаем наше село", - говорит фермер Матти Симплис.

Учитывая ситуацию, которая сложилась, Совет Безопасности ООН дал "зеленый свет" Франции на начало военной операции с участием африканских военных с целью защиты гражданского населения. Также принято решение о введении эмбарго на торговлю оружием.

Франция ввела в ЦАР контингент в составе 1600 военнослужащих. В осуществлении операции им помогают 2500 солдат, которых отправил в страну Африканский союз. Со временем количество африканских солдат увеличат до 6000.

Мандат Совета Безопасности ООН рассчитан на полгода. Именно столько времени отвели французским и африканским военным на восстановление безопасности в Центральноафриканской Республике.

Софи Дежардена, euronews: Франция начала военную операцию в ЦАР после того, как получила "зеленый свет" от ООН. Она стала второй в африканском регионе в этом году после операции "Сервал" в Мали в январе. Что кроется за этим вмешательством? Какую цель оно преследует? Об этом мы будем говорить с Франсуа Суданом, главным редактором французского издания "Молодая Африка".

Хотелось бы лучше понять ситуацию, которая сложилась в стране, охваченной хаосом после отстранения от власти президента Бозизе в марте. Этот хаос, собственно, был вызван именно этим? Или все началось еще до того?

Франсуа Судан: Вы знаете, этот хаос в ЦАР царит с 1960-х годов, когда отец-основатель центрально-африканской независимости, которого звали Бартелеми Боганда, погиб во время загадочной авиакатастрофы, ответственность за которую почти сразу положили на французские разведывательные службы. И именно это событие дало начало тому, что сейчас происходит в стране. Затем одно правительство сменяло другое, и ни одному не удавалось взять ситуацию под контроль. Я хотел бы также напомнить, что эта операция Франции в ЦАР - пятая с момента обретения страной независимости, и каждый раз говорится о настоящей работе, о начале с нуля.

Софи Дежардена, euronews: Чем эта операция отличается от той, которую проводили в Мали?

Франсуа Судан: Прежде разница заключается в том, как во Франции обосновали необходимость этой операции. Нам рассказывали о геноциде. Однако это не совсем так, необходимо было использовать определенное количество таких слов, пугающие, чтобы оправдать эту операцию перед общественностью. Это - во-первых. Во-вторых, против кого должны вести борьбу французы, кого разоружать? В Мали все было более-менее понятно - "Аль-Каида в Магрибе". Здесь - надо воевать с "селекцией", но также с теми движениями, которые выступают против "селекции". Таким образом, Франция должна вести борьбу сразу на двух фронтах. Наконец, третье и весьма важное отличие: а что будет завтра? С Мали было просто: там существовал политический класс, там реально было предусмотреть организацию выборов за короткий промежуток времени. В ЦАР такое не возможно.

Софи Дежардена, euronews: Во Франции также делали акцент на президенте, который больше не контролирует ситуацию в стране, а значит, есть необходимость в политических преобразованиях. Итак, вопрос, собственно, в том, миссия заключается в спасении жизней, или смене президента? Миссия является гуманитарной или политической?

Франсуа Судан: Я бы сказал, и та, и другая. Существует потребность в гуманитарной миссии, однако она представляется крайне сложной. Одновременно нужны новые выборы. Но опять же: в стране отсутствует администрация, способная организовать выборы. Поэтому нужна помощь ООН, Африканского союза. Необходимо называть вещи своими именами. ООН и Африканский союз фактически берут страну под свою защиту на следующие 6-8 месяцев.

Софи Дежардена, euronews: Как повлияло на решение Франции, то, что на территории ЦАР действуют вооруженные группировки из соседних стран, в частности, печально известная армия сопротивления угандийского военного преступника Джозефа Кони?

Франсуа Судан: Большое беспокойство у французов и не только у них, но и у руководителей соседних с ЦАР государств - Камеруна, Конго, Чада - вызывает то, что ЦАР, по сути, превращается в своеобразный серый прямоугольник, как конфета, привлекает джихадистские формирования, например, Боко Харам. Это - первый фактор, ответственный за дестабилизацию ситуации во всем регионе. Не надо забывать и о том, что Франция имеет несколько экономических интересов в ЦАР, ведь там есть уран. Поэтому французской промышленной группе "Арева" не безразлична ситуация. Проблема в том, что надо готовиться к длительной и дорогостоящей операции.

Софи Дежардена, euronews: Как в случае с Мали в январе и несмотря на то, что речь идет о втором военное вмешательство Франции в Африке, все чаще звучат обвинения в том, что французы никак не могут расстаться с колониальным прошлым. Зачем Франции играть в жандарма?

Франсуа Судан: Вы ставите хороший вопрос. Франция внимательно относиться к некоторым вещам. Накануне Франсуа Олланд посетил Банги. При этом он даже не спросил на то разрешения у переходного правительства. Но это было бы нормальным явлением, учитывая, что теоретически говорится о независимом государстве. Мы видим, что французская армия оказалась там как в ловушке, ведь создается впечатление, что она приняла одну сторону, сторону центральноафриканских христиан. Франция должна избегать таких ловушек. Иначе могут быстро забыть, какими были истинные цели этой войны, этой интервенции.

машины из Японии с правым рулем во Владивостоке